Почему хрустальной сервиз вашей бабушки менее ценен, чем носовой платок Мерлин Монро? Несправедливость? В антикварном деле действуют свои законы, которые часто напрямую зависят от контекста, ореола истории вокруг той или иной вещи. Как работает контекст и почему история украшает предметы старины?
Условно говоря, успешные антиквары работают не столько с предметами, сколько с их историей. Так, огромной популярностью сегодня пользуются коллекции вещей знаменитостей. Сам по себе предмет одежды, изготовленный по моде 50-х годов, может не представлять никакой ценности. Однако тот факт, что эта самая вещь принадлежала известной персоне, делает её дорогой во всех смыслах.
Интересная история приключилась с картиной Рембрандта «Девушка в черном берете». Была найдена очень качественная подделка и продана за приличные деньги провинциальному коллекционеру. Однако через несколько лет комиссия по Рембрандту собирается снова и принимает окончательное решение, что проданная подделка на самом деле является оригиналом. Ситуация резко переигрывается: картину продают чуть ли не в сто раз дороже. Изображение осталось тем же, техника рисунка – тоже. Вот оно, влияние контекста.
Некоторые антиквары искусственно придумывают остросюжетные истории, связанные со своим товаром, чтобы окружить его некоторой важностью и исторической ценностью. Перед покупкой дорогостоящей вещи из-за контекста, лучше проверить услышанную историю в альтернативных источниках информации (архивы, интернет, книги). Однако не все вещи, окруженные контекстом, выдерживают проверку временем. Никто не может знать, будут ли потомки ценить сценические костюмы Майкла Джексона и покупать за бешеные деньги запонки наших политиков.