Город миллионеров и трущоб — так противоречиво окрестили индийский Бомбей. Миллион человек теснится в самой большой трущобе города, площадью чуть более 200 гектаров. Сложно представить, как они там питаются, спят, отдыхают и добираются на работу.
Индия во многом страна парадоксов. Если в других странах уровень жизни в мегаполисах гораздо чаще выше, чем в провинции, то здесь панорама индийских трущоб доказывает обратное. Огромные районы огромных городов стали прибежищем бедноты, даже для тех, кто нашел себе работу. Мегаполисы Индии (Дели, Бомбей, Калькутта и др.) по своей сущности сегодня — гигантские трущобы. В это сложно поверить, особенно праздным туристам, разглядывающим из окна экскурсионных автобусов завораживающую роскошь индийских достопримечательностей. Но извечное бальзаковское «блеск и нищета» как нельзя точнее подходит под определение именно контрастов жилищной культуры Индии.
Во времена колониального прошлого Индии массовое стечения населения в города в поисках работы, спровоцировавшее высочайший уровень плотности населения, вызвало спрос на новое жилье. Колонисты-англичане не желали селить рядом с собой нищету из народа и потому возведения нового жилья для провинциалов проводилось на скорую руку, хаотично и некачественно. Водопровод, канализации, соблюдения элементарных санитарных норм – все это было излишней роскошью для стремительно растущих новых районов. Как следствие, трущобы нередко становились очагами эпидемий.
3$ в месяц в среднем стоит жилье в индийских трущобах, и это объясняет все. Для крестьян, работавших за горстку риса, эта сумма становится аргументом переехать в мегаполис и заработать хоть немного больше. Их не смущает нищета, антисанитария, теснота, один туалет на тысячу человек и невероятная грязь. И самое странное — эти люди живут и… улыбаются. И как утверждают туристы, посетившие трущобы, улыбаются их обитатели нисколько не реже, чем жители какого-нибудь сытого Брюгге.