Кто не знает картину Репина «Иван Грозный убивает своего сына»? Как только ее не использовали и фотошопили! Но все это – мелочи по сравнению с историей настоящего покушения на эту картину, которое чуть не стало фатальным для полотна.
Кстати, называется эта известнейшая картина вовсе не так, как мы все знаем – «Иван Грозный и сын его Иван шестнадцатого ноября 1581 года». Полотно сразу взбудоражило общественность – на Передвижной выставке, на которой она была выставлена, собирались толпы желающих увидеть спорное произведение искусства. Молодежь восторгалась тонкой передачей чувств, а поклонники классической живописи считали саму тему недостойной. Тем не менее, Третьяков купил картину сразу же, как только ее увидел.
А в 1913-м и случилось легендарное покушение. Одним из посетителей галереи оказался Балашов, иконописец. Увидев картину, Абрам Балашов, похоже, помешался. С воплями «Кровь! Очень много крови! Долой кровь!» он бросился к картине с ножом. Его практически тут же остановила охрана, он успел трижды порезать полотно.
Тут же в Третьяковку вызвали самого Илью Репина, для реставрации. Реставрацию художник провел, но узнать картину уже было сложно. За прошедшие годы стиль письма Репина сильно изменился, и в результате лицо Ивана Грозного приобрело лиловый оттенок и стало похоже на лицо какого-то пропойцы. Тогда картину пришлось восстанавливать реставратору Грабарю и художнику Богословскому. Впоследствии сам Репин, говорят, так и не понял, что после него реставрационные работы переделывали.
После покушения картина начала трескаться, краска – осыпаться, и понадобилось еще 62 года, чтобы ее более-менее восстановить.