Супрематический черный квадрат – одна из самых спорных картин. Одни в ней видят торжество современного искусства, другие – манифест обновленной живописи, а третьи просто не понимают, как можно восхищаться столь простым творением. Хранится Черный квадрат в Третьяковской галерее. Причем, сразу два.
Сначала внесем уточнения – Черный квадрат не совсем квадрат. Он и назывался изначально Черным четырехугольником, так как углы его – не совсем прямые, поэтому с геометрической точки зрения квадратом он называться не может. Кроме того, эта картина является частью триптиха, в который входит Черный крест и круг.
На сегодняшний день существует четыре Черных квадрата плюс множество рисунков, набросков и комментариев автора относительно квадрата. Самый первый из них, с которого Малевич и делал дальнейшие повторы, хранится в Третьяковке. Первый Черный супрематический четырехугольник – это полотно, которое было выставлено на легендарной выставке 0.10, и висело в верхнем углу вместо иконы, демонстрируя торжество нового над старым.
Также в Третьяковской галерее можно увидеть и третье авторское повторение Черного квадрата, написанное Казимиром Малевичем именно для выставки в Третьяковке. Он полностью повторяет оригинал, даже размер полотна – такой же, как и у первой картины. Между первой и третьей работой – 14 лет, и существует легенда, что написал ее Малевич прямо в галерее, так как первый четырехугольник «плоховато выглядел для персональной выставки».
Считается, что директор галереи Алексей Федоров-Давыдов сам попросил Малевича переписать квадрат, и художник специально даже немного изменил пропорции четырехугольника, чтобы он хоть немного отличался от оригинала.