Родиться в семье железнодорожника, стать дипломированным химиком-технологом, начать карьеру в качестве вышибалы в аргентинском ночном клубе, чуть позже – уборщика и лаборанта, принять монашество и, наконец, быть избранным 266-м римским папой. Это не басня в стиле сюрреализма, а краткая история жизненного пути Хорхе Марио Бергольо, известного ныне под именем Франциск как глава Ватикана.
Святейший престол веками занимали множество пап-оригиналов, и чем более эксцентричными они были, тем преступнее оказывались их биографии. Папа Франциск – счастливое исключение в этой веренице зловеще оригинальных священнослужителей, наделенных наивысшим саном. Непомерная роскошь, которой они себя окружают, их дворцы и огромные владения давно уже стали мишенью насмешек. В то время как Хорхе Марио Бергольо, уже занимая высокие церковные посты, жил в маленькой квартирке, ездил на общественном транспорте, отказавшись от лимузина, и как поговаривают, сам себе готовил.
Блестящий интеллектуал, автор теологических трудов, знающий несколько языков, горячо выступающий за социальное равенство, папа Франциск не дает скучать журналистам. Его неординарные высказывания, живой, любознательный ум и достаточно смелое для священнослужителя поведение служат постоянными инфоповодами для СМИ. Так, совсем недавно во время полета из Эквадора в Боливию папа побаловал себя чайком, содержащим листья коки – исключительно для улучшения самочувствия.
В прошлом году с подачи Франциска в центре Ватикана, прямо на площади Святого Петра, были установлены три бесплатных душевых кабинки для бездомных. Чуть ранее папа шокировал мировое сообщество заявлением о том, что началась Третья мировая война – «война постепенная, состоящая из преступлений, массовых убийств и разрушений”.
Циники шутят, что свое резонансное заявление папа сделал потому, что давно выпал из информационного пространства: еще 1994 года Франциск дал обет Деве Марии не смотреть телепередач. Полезно или нет для папы воздержание от просмотра телевидения, не так уж важно – главное, что авторитет нынешнего Главы Ватикана вызывает уважение как у сильных мира сего, так и у простых верующих людей.