Пост – важнейший инструмент, при помощи которого человек ограничивает воздействие на свою личность телесной материи. Тело вместе с бессмертной душой и областью духа составляет человеческую сущность. Все три компонента нераздельно связаны между собой и воздействуют на человека, влияют на его земную жизнь и посмертную участь. Задача, стоящая перед нами во время поста, – ослабить голос плоти и дать возможность душе устремится в область духа, к своему божественному предназначению.
Православные богословы учат, что именно плоть является источником наибольшего количества греховных искушений, и человек, идущий на поводу у своего материального естества, тем самым ослабляет более тонкую духовную природу. Душа как бы является связующим звеном между телом и духом, и от того, чего в ней больше – духовного или телесного – зависит ее внутреннее устроение.
Таким образом, время поста – это время повышенного внимания к собственной душе: к чему она стремится, о чем печется, чего желает. Если эти устремления сводятся к удовлетворению плотских запросов, значит, баланс нарушен, значит нужно отобрать у телесной природы бразды правления, лишить ее козырей. А ее козыри – это всякого рода излишества: в еде, в отдыхе, в половых отношениях. Чрезмерное удовлетворение плотских потребностей расслабляет, приводит к снижению духовной активности, мы прилипаем к земле и уже не стремимся вверх, ко Творцу, к своему подлинному высокому предназначению.
Но не стоит думать, что тело – это источник зла, проклятье для человека, ведь Господь удостоил тела некоторых праведников вместе с их душами войти в Небесное Царство. Сам Христос почтил свое вещественное тело тем, что вознесся и воссел одесную Отца. Мы тоже должны заботиться о своих телах, и почитать их как многоценный Божий дар, но приоритет отдавать потребностям духа.