Леонардо Да Винчи титул “самого-самого” носит не одно столетие. Выдающийся художник, талантливый изыскатель и естествоиспытатель, удивительно прозорливый инженер… Словом, гений, каких история знает мало.
Но кроме всего перечисленного – еще и выдающийся оптик.
Леонардо да Винчи был не только ученым физиком и анатомом, но совершил множество открытий в оптике. Достоверно известно, что до прихода в это направление да Винчи оптика развивалась только лишь как геометрическая. Леонардо был первым, кто не побоялся высказать свои доводы о волновой природе света.
В отличие от той же самой медицины, оптические исследования итальянца основывались на изучение трудов древних греков, которые первыми заговорили о геометрической оптике. Известно, что Леонардо пользовался трудами Евклида, Витело и Альхазена. Хотя они и объясняли вопросы перспективы и геометрических построений, однако о зрении и функционировании зрительной системы человека заговорил впервые да Винчи.
В последнем ученому помогла всё та же анатомия, в рамках которой он и изучил строение глазного яблока изнутри. Впоследствии он объяснил феномен зрения, включая уникальную в своем роде модель глаза с выявленным хрусталиком, роговицей, зрачком.
Да Винчи был сосредоточен долгое время на аккомодации и адаптации глаза. Именно он выявил способность зрачка сужаться и расширяться при малой и большой освещенности.
Необходимо отметить, что ученый старался не только объяснить природу зрения, но пытался рассказать и о строении глаза, а вместе с ним и улучшении зрения. Уже тогда такие отклонения в зрительной системе, как близорукость и дальнозоркость, он советовал корректировать линзами из стекла, которые впоследствии стали называться очками. Именно очкам и их описанию были посвящены целые страницы его дневников.
Кроме того, да Винчи изучил вопросы в отношении хода лучей в глазе. Выявление законов зрения, объяснение с точки зрения науки строения и функционирования линз и очков, исследование бинокулярного зрения – все это принадлежит к трудам великого да Винчи.
Интересен тот факт, что вопрос образования теней для их изображения на полотнах, был выдвинут также им. Тогда значительное внимание было уделено вопросу отражения лучей света от кривых поверхностей и их преломлению в разных средах.