Зал иконописи занимает в Третьяковской галерее особое место. Ее открытие совпало с ростом интереса к древнерусской иконе. А основу собрания составили более шестидесяти икон из личной коллекции Павла Третьякова.
Хотя такое количество нельзя назвать огромным для заядлого коллекционера Третьяка, но все иконы имели огромную ценность, в коллекции не было «проходных» работ – все были чем-либо интересны и поучительны.
Можно сказать, что основатель Третьяковской галереи был первым собирателем икон, который стал коллекционировать их не по сюжетам и прочим отвлеченным параметрам, а по совершенству работ. То есть, он относился к своему собранию с позиции художественного вкуса. Сам факт того, что Третьяков открыл отдельный зал иконописи, свидетельствует об этом. До него иконы воспринимали лишь в качестве предметов старины, и видели в них историческую, но не художественную ценность. Поэтому их даже не реставрировали, а выставляли «как есть».
Собственно, тогда и реставрационное дело не было развито. Открытие зала иконописи как раз совпало со становлением искусства реставрации в России. В это же время стали проходить выставки, посвященные исключительно иконам. На них впервые работы древних мастеров были представлены не покрытыми копотью и темной олифой, а словно заново родившимися.
Что же касается самого зала иконописи в Третьяковской галерее, оформлять его пригласили знаменитого русского живописца Васнецова. Это он придумал витрины, обыгрывающие стилистику киотов. Такая концепция была совершенно новаторской по тем временам.
Сейчас экспозиция насчитывает более двухсот экспонатов, включая самую знаменитую – икону Владимирской Божьей матери.