Представьте себе народ, поклоняющийся фрукту. Сам по себе факт незначителен, если иметь в виду аборигенов каких-нибудь далеких островов, да и то вековой давности. Но народ огромной могущественной страны, склоняющий голову перед бесчисленными изображениями и копиями обычного фрукта, в середине 20-го века, в цивилизованном обществе? Это было бы смешно, если бы не было так невероятно. Мог ли знать обычный пакистанский чиновник о том, что его скромный подарок повлечет за собой ряд удивительных событий и создаст целый культ в Китае? Вряд ли, но творцом культа себя уж точно не считал.
1968 год. Разгар Культурной революции в Китае. Влияние банд хунвейбинов уже ослабевает, поскольку между ними разгораются непримиримые противоречия. В этот момент в Китай с визитом прибывает министр иностранных дел Пакистана, и в качестве официального подарка преподносит Великому Кормчему коробку манго. Мао решил отправить ее рабочим, которые в это время занимались усмирением особо разбушевавшихся хунвейбинов.
А теперь представьте: люди, никогда не видевшие манго, получают его дар от самого Мао. Фрукты не осмеливались тронуть, разослали по всем фабрикам и показывали как диковинку и священный дар вождя. Когда манго начали портиться, рабочие сварили из фруктов что-то вроде супа и давали попробовать понемногу всем сотрудникам.
Культ манго захватил страну по такому же принципу, как и культ Мао, с личностью которого его связывали. Изображение этого экзотического фрукта присутствовало на многих бытовых вещах, одежде, мебели.
Гипсовые копии манго бережно выносили на официальные мероприятия, парады и берегли их как бюсты сталина в СССР. Пластиковые миниатюры фрукта продавались в едва не каждом магазине даже самых отделенных уголков страны.
С легкой руки пакистанского госслужащего огромная страна склонилась перед обычным фруктом. Остается только порадоваться, что министр преподнес Мао столь безобидный подарок.