Покровителей искусства не зря ставят в один ряд со знаменитыми художниками, ведь встретить среди финансовой и торговой элиты истинного ценителя прекрасного так же не просто, как и отыскать в народной массе талантливого живописца. Людей, умеющих зарабатывать деньги намного больше, чем тех, кто готов тратить собственный капитал на сохранение и приумножение художественных шедевров. Одним из немногих меценатов, вписавших свою фамилию в историю русского искусства, стал Павел Третьяков – основоположник знаменитой на весь мир Третьяковской галереи.
Павел Михайлович – продолжатель московской купеческой династии. Унаследовав от отца торговые навыки и капитал, Павел вместе с родным братом учредили крупный, даже по нынешним меркам, бумагопрядильный бизнес. На нескольких фабриках, принадлежавшим Третьяковым, трудилось несколько тысяч человек. Состояние Павла Михайловича Третьякова в период наибольшего расцвета превышало 3 миллиона рублей.
Решению встать на путь меценатства, безусловно, способствовал брак, заключенный с представительницей рода Мамонтовых, известных русских меценатов. Вера Мамонтова приходилась двоюродной сестрой Савве Ивановичу Мамонтову, который прославился, покровительствую различным художникам, поддерживая культурные учреждения. Савва Мамонтов даже организовал в Москве частную оперную труппу. Имея перед глазами пример, достойный подражания, Павел Третьяков вскоре и сам станет уважаемым покровителем художников, иконописцев, скульпторов, приобретая действительно стоящие образцы русского искусства своего времени. Частная живописная коллекция Третьякова стала базой для Московского художественного музея, которому меценат завещал все свои приобретения.