Говоря откровенно, фри-джаз как стиль музыки мало кому понятен. Порой невнятная какофония очаровывает отдельными комбинациями звуков, но общую волну саунда поймать сложно. Если вообще возможно. Однако свободная импровизация считается пиком музыкальных пристрастий в кругу интеллектуалов. Вот профессор музыкального колледжа Беркли Гарри Бёртон и решил разъяснить нам, недотёпам, концептуальные основы импровизационной музыки и раскрыть увлекательную историю фри-джаза.
Итак, курс делится на несколько тематических сегментов, чтобы структурировать большой объем информации:
1. Импровизация как язык (феномен импровизации; первые эксперименты со «свободной» музыкой; лексика и грамматика языка импровизации).
2. Словарь импровизатора (какие методы и техники используют признанные мастера фри-джаза; необходимо ли академическое образование и знание нот для создания канонических шедевров – мнения «за» и «против»).
3. Производство звука в режиме реального времени (технические моменты для музыкантов; раскрывающие секреты искусства импровизации).
4. Гармония для импровизатора (что создаёт атмосферу живого джаз-концерта; как возникает гармония между двумя разными нотами и множеством музыкальных инструментов в рамках одной композиции).
5. Тема и вариации (различные методы рассказывать историю с помощью музыки; философские аспекты импровизации; диапазон смелости профессионального музыканта; чувство звука на примерах именитых джазменов).
Курс Гарри Бёртона «Джазовая импровизация» – это возможность понять эпатажного Сан Ра и мистического Колтрейна, прочувствовать мотивы творчества Майлза Дэвиса и Чарли Паркера; окунуться в океан свободной импровизации и понять всю прелесть этого музыкального жанра.