Император, Сумасшедший, Трактор – эти незатейливые прозвища получили в разные времена разные известные футболисты. Гарринча – это тоже кличка, его дала Мануэлу Франциску дос Сантосу его сестра еще в детстве. Позже его назовут «великим хромым», «Чарли Чаплином футбола», а перед прощальным матчем этого уникального футболиста на поле стадиона «Маракана» в Рио-де-Жанейро выложат из цветов еще одно его прозвище – «Радость народа». Этот «ник» в полной мере отражает всю палитру эмоций, подаренных Мануэлом бразильским поклонникам футбола.
А началось все с того, что врачи предрекли маленькому Манэ безрадостное существование в инвалидном кресле. Косоглазие, деформированный позвоночник, смещение костей таза – этот список диагнозов довершался разной длиной ног (правая больше левой на 6 сантиметров).
Но вопреки несовместимым с футболом болезням, Мануэл в 14 лет начинает выступать за команду местной текстильной фабрики «Пау-Гранди». Когда юнец выходил на поле, скептики застывали в недоумении. Нескладный, горбящийся подросток давал фору всем остальным и в скорости, и в технике. Судьба Гарринчи в профессиональном футболе складывалась по схожему алгоритму: предвзятость – отказы – шок – восхищение.
Первый успех Мануэл встретил в форме «Ботафого». Благодаря хромому нападающему, забившему 20 голов в 26 матчах, команда впервые за 9 сезонов завоевала кубок Рио.
После бразильского триумфа на Чемпионате мира 1958 года Гарринча становится кумиром. К нему приходит настоящая слава и большие деньги. Эта ноша становится непосильной для футболиста. Алкоголизм, беспорядчные связи с противоположным полом, лишний вес поставили под угрозу его дальнейшую карьеру. И хотя в минуты просветления он продолжал удивлять футбольное сообщество своим незаурядным талантом, надолго его не хватило.
Мануэл умер в 1982 году от цирроза печени.