Аукционы «Сотбис» и «Кристис» контролируют более 90% мирового антикварного рынка. «Место встречи денег и искусства отменить нельзя» – шутят крупные коллекционеры. Даже если искусствоведы пожмут плечами о ценности той или иной вещи, продать её можно в несколько раз дороже по одной лишь причине, если она куплена на «Сотбис» или «Кристис». Вряд ли в сложившихся закономерностях участвовали эстетические пристрастия или экономические стратегии. Просто эти аукционы так авторитетны, что действуют наподобие имён известных художников. Это нарисовал Дали, а это продано на «Сотбис». В антикварном деле есть закон: интересна не столько предмет искусства, сколько история смены его владельцев и название аукциона, на котором он был куплен.
Правила игры на антикварном рынке благоприятны только для богатых. Мелкие инвесторы могут коллекционировать любые предметы старины, однако много денег на этом они не заработают по одной элементарной причине: аукционы «Сотбис» и «Кристис» им не по карману.
Элитные аукционы – это клубы по интересам для успешных и богатых. Они существуют веками, а хобби участвовать в торгах переходит из поколения в поколение. Так, самый крупный в мире аукцион «Сотбис» был основан в 1744 году, а второй по престижности «Кристис» объединял аристократов с 1766 года. Викторианские традиции в Лондоне уже не так сильны, а вот измерять престиж количеством антиквариата – общепринятая практика.
Забавно, что основные покупатели произведений искусства – люди, которых вовсе не интересуют ни художники, ни техники рисования. Это доказывает тот факт, что покупка антиквариата – это элемент престижа и выгодное капиталовложение.