До появления планшетов и смартфонов школьники и студенты убивали время на переменах с помощью игры «Морской бой». Её популярность вызвана тем, что для этой игры не нужны никакие дополнительные приспособления – достаточно двух листочков в клеточку и двух ручек или карандашей.
Правила предельно просты. На листочке в клеточку рисуется квадрат десять на десять клеток, представляющий собой поле боя. Вверху, напротив каждого столбца, проставляются цифры от 1 до 10, а рядом с каждой строкой проставляются буквы от А до К (не учитывая букву Ё). Таким образом, получается поле, положение каждой клетки на котором можно определить сочетанием буквы и цифры.
На этом поле в произвольном порядке каждый игрок размещает оговоренное правилами количество «кораблей», представляющих собой прямоугольники определенного размера: один четырехпалубный корабль, то есть прямоугольник из четырех клеточек, два трехпалубных, три двухпалубных, и четыре однопалубных корабля. Корабли никак не должны соприкасаться. Размещать корабли нужно так, чтобы второй игрок не видел их расстановку, так как цели игры заключается именно в том, чтобы «подбить» корабли соперника.
Сама игра заключается в следующем: игроки поочередно называют клетку, например «А-5». Если в клеточке, которая находится на пересечении столбца 5 и строки А находится корабль, то следует ответ – «ранил» или «убил» (если корабль однопалубный). В случае попадания игрок ходит повторно, в случае промаха ход передается другому игроку. Поэтому в случае попадания у игрока есть шанс угадать, как размещен «корабль», и «утопить» его в течение одного хода. Побеждает тот, кто первым утопит корабли соперника.