Нужно ли нам знать анатомию? Конечно! Хотя бы для того, чтобы определить, печень это болит или сердце. Сегодня, пожалуй, не сыскать человека, который хоть приблизительно не представляет строение своих органов и систем и не знает, где они расположены. Но так было не всегда.
Кто впервые начал изучать анатомию человека? Врачи?
Нет. Средневековая медицина отвергала изучение анатомии, как попытку вторжения в божественную парафию. Методы лечения в те времена были странными – кровопускание, микстуры со ртутью…
Но были знахари, коих отвергала медицина тех времен, могильщики и… художники. Которые всерьез интересовались устройством человека.
Одним из первых анатомов, оставивших после себя увесистые труды по этой дисциплине, был Леонардо Да Винчи.
Всем известно, что Леонардо да Винчи был не только выдающимся художником. На его счету множество открытий в области математике, медицины, астрономии, физики, геологии, оптики, литературе и другом.
Созданные труды Леонардо да Винчи – это дневники и рабочие тетради, которые так и остались несистематизированными. Любой дневник Леонардо – это своеобразный труд, представляющий собой диалог с вымышленным собеседником.
Свои первые уроки по анатомии да Винчи получил, будучи подмастерьем знаменитого Андреа дель Верроккио, который активно изучал человеческие мышцы. Известно, что в эпоху Возрождения художникам анатомия была нужна для правильного понимания расположения мышц в теле человека. Изначально интерес к анатомии у да Винчи был таким же как и у остальных – изучить точно человеческое тело для живописи. Однако впоследствии эта тема так увлекла великого ученого, что почти всю свою жизнь он посвятил и ее изучению.
Впервые да Винчи побывал в анатомическом театре, будучи во Флоренции. Свои первые вскрытия он осуществил в госпитале Сайта Мария Нова. Тогда вскрытие проводилось на протяжении нескольких дней. В первый день вскрывали живот, во второй – грудную клетку, позже изучали сердце и конечности. Трепанацию черепа также делали с последующим исследованием мозга и основания черепа.
Новаторством да Винчи в области анатомии были зарисовки человеческого тела. В дневниках он всегда анализировал проведенное вскрытие, сопровождая записи рисунками. Ученый полагал, что именно такие рисунки помогают наиболее правильно и полно воспринять и составить целостное представление о человеческом теле в разрезе.
Талант к написанию картин помог Леонардо в дальнейшем создавать анатомические рисунки в трехмерном пространстве, когда объект изображался с четырех сторон. Однако зарисовки и наработки да Винчи долгое время считались неизвестными, а праотцом анатомии считался Везалий, который как раз и унаследовал от Леонардо технику трехмерного пространства в изображении внутренностей человека.