Размышляя о творчестве Сергея Шнурова, можно пойти по простому пути, повесив на рок-современника ярлык на подобие «главный матерщинник сцены» и успокоится. Но это действительно слишком просто. Ведь за примитивной, причем умышленно примитивной, формой его нот и текстов скрывается второй план – план содержания.
А здесь, как выразился Робот Вертер из детского фильма, становится интересно. Здесь мы замечаем негодование автора, адресованное людям, явлениям и процессам, которые происходят вокруг. Каждый «п…ц», каждая «х…ня» – это реакция, причем осмысленная реакция, на объективную действительность. Из таких реакций складывается целая философия отрицания – это не так, это надоело, гори оно синим пламенем и т.д.
Если вы ждете от автора статьи обвинений в адрес рок-легенды – не дождетесь. Каждый человек имеет право на самовыражение, и у каждого есть веские причины поступать так, как он поступает. Важнее обратить внимание на то, что риторика жесткого сарказма и отрицания Шнурова находит отклик в душах сотен тысяч слушателей.
Брутальные песни на грани панка, СКА и фолька, заслушывают до дыр, несмотря на их отсутствие в радио и телеэфирах по форматным соображениям. Тому есть ряд причин. Подкупает искренность и некая смелость автора, наплевавшего на условности и авторитеты, разрушающего табу и провозвещающего такую сладостную свободу бытия. А если добавить к этому остроумные и точные картины из горемычного русского быта, то получается очень злободневно. Без преувеличения можно сказать, что Сергей Шнуров – это частичка русской души, в которой многое намешано, в том числе и русский бунт, иногда бессмысленный, а иногда беспощадный.